Каждый месяц в нашей стране регистрируются случаи гибели детей от менингококковой инфекции. Только за последние недели трагедия случилась в Ростове-на-Дону[1], была зафиксирована вспышка заболеваемости в Республике Коми[2]. И далеко не все случаи получают огласку. По мнению экспертного и пациентского сообщества, взять ситуацию с менингитом под контроль возможно только при помощи внедрения плановой вакцинации: такая мера уже показала свою эффективность в ряде российских регионов. Кроме того, согласно проведенному опросу, большинство родителей детей до 6 лет и тех, кто готовится ими стать, (82,2%) считают необходимым или желательным включение прививки против менингококковой инфекции в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП).

Тем не менее, пока такая вакцина в НКПП отсутствует. О важности принятия оперативных мер по борьбе с менингитом говорили участники круглого стола «Менингококковая инфекция как критически важная задача отечественного здравоохранения», организованного Всероссийским союзом пациентов[3].

По данным Роспотребнадзора[4], в 2022 году наблюдалось увеличение заболеваемости генерализованной формой менингококковой инфекции в два раза по сравнению с 2021 годом. На 16% выросла заболеваемость менингококковой инфекцией в январе – мае 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г[5].

Все дети, погибшие от менингококковой инфекции, не были привиты от неё, – рассказал Юрий Лобзин, д.м.н., профессор, академик РАН, президент ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА», главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава РФ. По словам академика, менингококк занимает первое место среди причин смерти у детей от инфекционных причин. Он подчеркнул, что это единственная инфекция, которая может унести жизнь ребенка меньше, чем за сутки, и поэтому нельзя допустить возрождения этой вакциноуправляемой болезни.

«Летальный исход в первые 24 часа от начала генерализованной формы менингококковой инфекции фиксируется более чем в 60% случаев», – рассказала Алла Вильниц, д.м.н., заведующая научно-исследовательским отделом интенсивной терапии неотложных состояний ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА». «Это связано с тем, что стремительно развиваются внутричерепные и внечерепные патологии, каждая из которых сама по себе уже может приводить к летальному исходу, – говорит она. – Терапия острого периода инфекции и гнойного менингита требует наличия высокотехнологичного оборудования, дорогостоящих медикаментов и расходных материалов, наличия квалифицированного персонала, привлечения смежных специалистов. Применение современных методов терапии позволяет снизить летальность, но, к сожалению, не предотвращает инвалидизацию. Последствия заболевания крайне тяжелые – физические, неврологические, психологические». При этом, по словам Юрия Лобзина, стоимость лечения одного случая может достигать 20 млн рублей.

Болезнь передается воздушно-капельным путем при кашле, чихании или при тесном контакте. У менингита нет специфических ранних симптомов – они схожи с проявлениями ОРВИ. Это часто приводит к неправильному диагнозу, особенно у младенцев и маленьких детей, не оставляя достаточного времени для адекватного лечения этой инфекции.  Но даже своевременно начатое лечение не дает гарантии, что ребенок выживет или не станет инвалидом. Единственный способ защитить его от летального исхода или инвалидности – вакцинация.

Включение многокомпонентной вакцины против менингококкой инфекции в НКПП планируется на 2025 год, рассказал Юрий Лобзин. Несмотря на то, что сейчас идет модификация календаря, необходимо сделать всё возможное, чтобы эта прививка была включена в него. Он подчеркнул, что отсутствие плановой вакцинации делает детей очень уязвимыми.

Родители детей до 6 лет или тех, кто ожидает ребенка, также считают важным или желательным наличие вакцины против менингококковой инфекции в НКПП. Такое мнение высказали 82,2% опрошенных центром «Социальная Механика» в период с 28 февраля по 15 марта 2024 года. Меж тем, об опасностях менингита знают далеко не все: 53% опрошенных осведомлены о том, что после перенесенной инфекции могут возникать серьезные осложнения, а 30,4% знают о высокой летальности заболевания.

[1] https://ro.today/26672-v-rostovskoj-shkole-vyjavlen-smertelnyj-sluchaj-zarazhenija-meningokokkom.html

[2] https://komiinform.ru/news/263438

[3] https://forum-vsp.ru/immuno13/

[4] https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=25076

[5] Полибин Р.В. Региональный календарь профилактических прививок- эффективный инструмент управления «внекалендарными» инфекциями. В фокусе менингококковая инфекция: презентация доклада на научно-практической конференции «Современная иммунопрофилактика», 12.10.2023 г.