В настоящее время все больше дискуссий ведется в сфере инклюзивного образования о том, какие же модели обучения использовать при обучении детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), каким образом обеспечить таких детей достаточным вниманием учителей, ведь их потребности отличны от других детей. Об этих и других вопросах сегодня нам рассказывает эксперт мирового уровня, автор множества статей и методик обучения детей через искусство, эксперт с мировым именем Азеева Ольга Александровна.

  • Ольга Александровна, известно, что количество школьников с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ментальными, постоянно увеличивается. На Ваш взгляд, с какими проблемами могут столкнуться педагоги при реформировании системы образования для создания большей инклюзивности?

Я бы хотела выделить несколько сложностей. В первую очередь, это отсутствие единой поэтапной системы образования для детей с ОВЗ, где выделяется школьный уровень, предпрофессиональный уровень и профессиональный уровень, способные подготовить детей к самостоятельной жизни. Также профессиональная подготовка преподавательского состава оставляет желать лучшего, т.к. чаще всего она осуществляется на кратковременных курсах повышения квалификации, где не хватает практики общения и взаимодействия с детьми с РАС. Дополнительно хотелось бы обратить внимание на нехватку квалифицированных кадров в общеобразовательных школах, в результате чего школьники с особенностями развития не получают должного внимания и не имеют достаточной коррекционной помощи, что также усугубляется отсутствием полноценной коммуникации между родителями, детьми и учителями.

  • Какие тенденции наблюдаются в сфере дополнительного образования?

Последнее время наблюдается активное развитие практик в социо-культурной сфере для детей и подростков с особенностями ментального развития, включая расстройства аутистического спектра. Различные кружки дополнительного образования, школы искусств и творческие секции становятся особенно заинтересованы в вовлечении детей с РАС в творческую деятельность, но не всегда у подобных организаций есть точное понимание того, как правильно работать с такими детьми.

  • Ольга Александровна, по Вашему мнению, с чем могут быть связаны основные проблемы в дополнительном образовании детей с РАС?

Часто они связаны с тем, что педагоги не владеют методами и технологиями общения с такими детьми. Также наличие специализированных программ в образовательных учреждениях не всегда помогает преодолеть страх и тревожность детей при поступлении в новое общественное учреждение, если у ребенка есть такой диагноз как аутизм. Даже наличие обширной зарубежной практики не может в полной мере разрешить данную проблему, так как требуется адаптация к российским образовательным реалиям.

  • Как Вы считаете, всем детям с РАС подойдет одна модель обучения, если все же обеспечить школы достаточными кадрами, имеющими навыки обучения детей с ОВЗ?

Однозначно нет, так как практика показывает, что для разных категорий детей с особенностями ментального развития требуются разные модели обучения. Все дети с ОВЗ нуждаются в помощи и поддержке, но объем этой помощи может различаться в зависимости от выраженности симптомов нарушений развития. Проблема инклюзивного обучения детей с РАС является дискутируемой как у нас в стране, так и за рубежом.

  • Ольга Александровна, нам известно, что Вы являетесь основателем Национальной художественной лаборатории для одаренных детей. Расскажите, пожалуйста, как Вы применяете арт-терапию для развития детей с РАС?

Как известно, арт-терапия – это форма реабилитационной терапии. В ней сочетается психотерапия и психологическая коррекция, основанная на искусстве и творчестве. То есть осуществляется воздействие на психоэмоциональное состояние ребенка. И в обучении, и в терапии используются положительные свойства рисования для того, чтобы пробудить в учениках ответную реакцию. Оба способа могут быть использованы совместно, чтобы положительно воздействовать на состояние ребенка с аутизмом, на его жизнь в целом. Однако обучение само по себе не направлено на то, чтобы скорректировать какое-либо нарушение или расстройство.

  • Чем полезны для ребенка такие занятия?

Обучение рисованию несет огромную пользу для ребенка. Оно дает возможность творческого и эмоционального самовыражения. Также рисование способствует улучшению навыков мелкой моторики и развитию самопознания, помогает в развитии коммуникативных способностей и социализации.

Ольга Александровна, большое спасибо за интересную беседу и уделенное нам время.

Автор материала: Валентина Двойникова