По данным Международного энергетического агентства, 2022 год стал рекордным для мировой экономики по объемам потребления ископаемого угля — 8,3 млрд тонн. Россия как крупный экспортер этого вида топлива решительно настроена наращивать продажи, если ей удастся преодолеть ряд логистических проблем.

Пандемия, тренд на «зеленые» энергетические технологии, переход к контролю выбросов СО2 — ни один из этих глобальных факторов пока не смог уменьшить или хотя бы стабилизировать объемы потребляемого цивилизацией угля. Рост проникновения возобновляемой энергетики в развитых странах оказался полностью компенсирован увеличением спроса на уголь со стороны развивающихся стран. Не станет исключением и 2023 год, за первую половину которого спрос на уголь вырос на 1,5% — до 4,7 млрд тонн.

В России, по словам заместителя председателя правительства РФ Александра Новака, добыча угля в 2022 году составила 443,6 млн тонн, что несколько превысило показатели 2021 года. При этом экспорт в прошлом году упал на 7,5% (до 210,9 млн тонн), что было компенсировано ростом внутренних поставок на 12,2% (до 172,42 млн тонн).

Статья Новака в журнале «Энергетическая политика» не зря вышла под заголовком «Энергетическая политика России: разворот на Восток». Зампред правительства видит большой потенциал в удовлетворении растущих аппетитов к углю Китая и Индии, где спрос на российскую продукцию вырос на 11,2% (до 59,52 млн тонн) и 16,7% (до 147,8 млн тонн) соответственно. В правительстве рассчитывают, что к 2030 году экспорт угля в страны АТР получится увеличить в 1,5–2 раза. На пути этих планов в первую очередь стоят проблемы с логистикой.

Вся боль Восточного полигона

После вынужденного перераспределения объемов экспортируемого угля из Европы в страны АТР в 2022 году Россия отправила туда 140 млн тонн угля. Такие цифры приводят аналитики независимого ценового агентства Argus. Перевалка угля в российских портах с января по апрель 2023 года выросла на 18,3% в годовом выражении, однако ее объем в самых рентабельных для угольщиков портах Дальнего Востока и юга даже снизился. И все это из-за хорошо знакомой всем участникам отрасли проблемы Восточного полигона.

БАМ и Транссиб критически перегружены потоками экспортных товаров, среди которых уголь важный, но далеко не единственный груз. По словам генерального директора РЖД Олега Белозерова, тяжелая ситуация за Уралом сложилась из-за того, что в 2022 году перевозчики впервые отправили на Восток больше грузов, чем на Запад.

Так, например, «Мечел» в первом квартале 2023 года снизил добычу на 25% из-за дефицита провозной мощности и невозможности доставить покупателям продукцию из Кузбасса и Якутии. Сложилась весьма непростая ситуация, когда пропускная способность восточных портов оказалась втрое выше, чем пропускная способность подъездных железнодорожных путей.

Заместитель председателя правительства Приморского края Валерий Прокопчук обещает, что к 2030 году порты региона смогут переваливать в два раза больше грузов. Но, признает он, даже этого мало без кардинального расширения возможностей железных дорог.

В обострившейся конкуренции между насыпными и контейнерными перевозками РЖД голосует за контейнеры. «Были неэффективные перевозки, когда уголь из Кузбасса везли для внутреннего потребления в регионы на Дальнем Востоке на энергостанции. Вместо того чтобы провезти на небольшие расстояния, везли на дальние. Это ухудшало экономику. Считаем, что с этим нужно нам побороться. Ну, и везти груз нужно в нынешней ситуации с большей добавленной стоимостью», — отметил Олег Белозеров.

Масштабные планы по расширению Восточного полигона постепенно реализуются, но сроки постоянно «ползут вправо». В 2022 году пропускная способность Восточного полигона достигла 158 млн тонн. В 2024-м, как надеются в РЖД, она достигнет 180 млн тонн. Самый смелый, четвертый, проект модернизации, который пока находится в стадии обсуждения, подразумевает рост пропускной способности до 255 млн тонн к 2032 году. Но есть ли у отрасли это время?

Угольный рейс «Мурманск — Африка»

Недостижимость дальневосточных портов заставляет угольщиков выстраивать гораздо менее рентабельные, но более доступные логистические цепочки. Главным образом морские, на направлениях Северо-Запад и Юг. По данным источника «Коммерсанта», к маю 2023 года отгрузка угля больше всего выросла в портах Мурманска (на 84,6%), Усть-Луги (на 80,3%), Шахтерска (на 63,4%) и Выборга (на 56,9%). И это несмотря на значительное удорожание фрахта судов, отказ судовладельцев сотрудничать с российскими грузоотправителями, сложности с получением страховки и общее повышение рисков.

Исследование оператора морских перевозок ГК «Солар» показало, что в первой половине 2023 года для вывоза экспортного угля из России было выполнено 2132 рейса судов разных классов, преимущественно Panamax. Из общего объема — 90 млн тонн — 44% груза отправилось в Китай, 17% — в Индию, остальное в порядке уменьшения доли — в Турцию, Корею и другие азиатские страны.

На ПМЭФ глава Минвостокразвития Алексей Чекунков рассказал, что в стадии реализации сейчас находится проект развития Мурманского транспортного узла. Предполагается, что уголь из добывающих районов в объеме до 8 млн тонн в год будет доставляться в Мурманск на круглогодичный терминал «Лавна». Там его будут грузить на суда и отправлять заказчикам из АТР через северные широты — по СМП. Первую партию угля терминал должен принять до конца этого года.

С учетом всего этого озвученные в июне заместителем министра энергетики Сергеем Мочальниковым планы сохранить в 2023 году общий объем экспорта угля на уровне прошлого года выглядят вполне реалистично. Но о заметном росте возможностей отрасли речь пока не идет. Крупные проекты по расширению транспортной инфраструктуры будут последовательно воплощаться все следующее десятилетие, при этом спрос на уголь в это время тоже не будет стоять на месте.

Согласно исследованию консалтинговой компании «Яков и партнеры», при базовом сценарии к 2030 году спрос на уголь в мире вырастет на 3% относительно текущего уровня. Однако уже к 2050-му снизится на треть в связи с глобальным энергопереходом. Это оставляет для российских экспортеров достаточно узкое окно возможностей, которым надо успеть воспользоваться как можно скорее.

 

Евгений Ренге